Могут ли организации с частной формой собственности входить в РСЧС?

Вопрос: 

Согласно требованиям Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно требованиям пункта 3 Положения РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Прошу Вас разъяснить следующее:

- какие организации в соответствии с пунктом 2 Положения относятся к организациям, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- могут ли организации с частной формой собственности входить в РСЧС согласно пункту 2 Положения;

- могут ли согласно пункту 2 Положения организации с частной формой собственности относиться к организациям, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- если организация не входит в РСЧС, то необходимо ли ей в соответствии с пунктом 6 Положения создавать координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления;

- каким образом определить, входит ли организация в функциональную или территориальную подсистему РСЧС, если сведения о включении организации в указанные подсистемы РСЧС в её адрес не поступали?

Ответ: 

Требования к организациям, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлены нормативными документами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обоснование:

По вопросам NN1-3:

- какие организации в соответствии с пунктом 2 Положения относятся к организациям, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- могут ли организации с частной формой собственности входить в РСЧС согласно пункту 2 Положения;

- могут ли согласно пункту 2 Положения организации с частной формой собственности относиться к организациям, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - ФЗ N 68).

Такими задачами в соответствии со статьей 4 ФЗ N 68 являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

- прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

2. Для реализации задач, установленных п.4 ст.52 ГК РФ).

Требования к форме собственности таких организаций нормативно не урегулированы, следовательно, в состав РСЧС могут быть включены организации как частной, так и публичной (государственной (РФ, субъект РФ), муниципальной) форм собственности.

Вывод:

Таким образом, полномочия организаций по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соответствующих задачам ФЗ N 68, должны быть определены уставом.

3. В соответствии с Положение), РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

3.1. В соответствии с Приложению к Положению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

При этом в Приложении к Положению указаны федеральные органы государственной власти и организации, находящиеся в их подчинении (ведении), из чего можно сделать вывод, что организации, не находящиеся в подчинении (ведении) указанных органов власти, функциональные подсистемы в составе РСЧС не создают.

Это подтверждается положением абз.2 п.4 Положения, в соответствии с которым, организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

3.2. В свою очередь, в соответствии с п.5 Положения, территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Анализ пунктов 5-10 Положения показывает, что включение организаций в состав территориальных подсистем РСЧС возможно в качестве ее объектовых звеньев, с созданием координационных органов, органов управления и др.

При этом организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ (абз.2 п.5 Положения).

Выводы:

Таким образом, организация может быть включена в состав территориальной подсистемы РСЧС на объектовом уровне в соответствии положением о территориальной подсистеме, утверждаемым в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

Общий вывод:

Организация может быть включена в состав территориальной подсистемы РСЧС на объектовом уровне независимо от формы собственности при наличии у организации полномочий по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соответствующих задачам ФЗ N 68, определенных ее уставом.

По вопросу N 4

- если организация не входит в РСЧС, то необходимо ли ей в соответствии с пунктом 6 Положения создавать координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления?

4. В соответствии с п.6 Положения, на каждом уровне РСЧС создаются координационные органы.

Применительно к организациям, уполномоченным на решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных п.7 Положения), которые создаются, реорганизуются и упраздняются соответствующими организациями.

Одной из основных задач КЧС и ОПБ организаций является координация деятельности органов управления и сил РСЧС на объектовом уровне (п.10 Положения).

Вывод:

Таким образом, создание координационных органов, постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления необходимо, если организация является объектовым звеном территориальной подсистемы РСЧС.

По вопросу N 5

- каким образом определить, входит ли организация в функциональную или территориальную подсистему РСЧС, если сведения о включении организации в указанные подсистемы РСЧС в её адрес не поступали?

5. Как установлено выше, организации, не находящиеся в подчинении (ведении) федеральных органов исполнительной власти, функциональные подсистемы в составе РСЧС не создают.

При этом, как указано выше, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ (абз.2 п.5 Положения).

В соответствии с п.23 Положения, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

С учетом изложенного, для установления факта включения организации в состав территориальной подсистемы РСЧС на соответствующем уровне необходимо обратиться с запросом о предоставлении выписки из планов действий в органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.