СП 156.13130.2014

СВОД ПРАВИЛ

СТАНЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ

Требования пожарной безопасности

Car refueling stations. Fire safety requirements

ОКС 13.220.01, 75.200

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 05 мая 2014 г. N 221

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 30 мая 2014 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.

1.2 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.

1.3 Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.

1.4 При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящего свода правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.007-76* Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания

ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.

3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.

3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.

3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.

3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.

3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.

3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.

3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м - для остального оборудования.

3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.

3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.

3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.34 Следует исключить возможность образования в межстенном пространстве резервуаров и межтрубном пространстве взрывоопасной смеси СУГ с воздухом в случае разгерметизации стенок внутренних резервуаров и трубопроводов.

Пример - Указанное требование допускается выполнять за счет вытеснения воздуха из указанного пространства азотом.

8.35 Резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости СПГ).

8.36 Места врезки (ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков, люков) в резервуары для хранения СУГ и СПГ рекомендуется осуществлять в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.

Участки надземных одностенных трубопроводов СУГ, проходящих на расстоянии менее 20 м от резервуара СПГ, должны отделяться от указанных резервуаров защитными экранами, отвечающими требованиям настоящего свода правил и установленными непосредственно рядом с трубопроводами. При этом ширина экрана должна обеспечивать превышение габаритов трубопровода по вертикали на 0,5 м в обе стороны.

8.37 В случае применения технических решений, создающих в аварийной ситуации возможность повышения давления СУГ или его паров на каких-либо участках технологической системы выше допустимых значений, приведенных в документации на технологическую систему АЗС, необходимо предусматривать систему автоматического контроля давления на указанных участках. При повышении давления на контролируемых участках трубопроводов выше допустимых значений система автоматического контроля давления должна обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом), прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования.

8.38 Наполнение резервуаров хранения СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Резервуары хранения СУГ должны быть оснащены линией их опорожнения в АЦ в случае объявления в зоне ее расположения чрезвычайной ситуации.

Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров технологически связанных с ней газонаполнительных станций или пунктов при условии:

отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС;

обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта;

блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача.

Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которых осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с таблицей 5 настоящего свода правил.

8.39 Наполнение резервуаров хранения СПГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Применение АЦ, транспортные емкости (сосуды) которых не оснащены термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции, не допускается.

Резервуары хранения СПГ должны быть оснащены линией их опорожнения в АЦ в случае объявления в зоне ее расположения чрезвычайной ситуации.

Допускается предусматривать подачу СПГ в резервуары хранения СПГ по трубопроводу с технологически связанного с ней объекта малотоннажного производства и потребления СПГ, при выполнении требований настоящего свода правил и нормативных документов по пожарной безопасности объектов малотоннажного производства и потребления СПГ. При этом следует обеспечить:

постоянную связь между операторами АЗС и технологически связанного с ней объекта;

передачу сигналов срабатывания систем противоаварийной и противопожарной защиты АЗС и технологически связанного с ней объекта в операторные обоих объектов независимо от места срабатывания;

размещение сбросной трубы, применяемой, в том числе, для опорожнения указанного трубопровода на территории технологически связанного с АЗС объекта;

установку запорной арматуры на указанном трубопроводе как на территории АЗС (на площадке по пункту 8.2 настоящего свода правил), так и на территории технологически связанного с этой АЗС объекта;

ручное (с места размещения), дистанционное (из операторной АЗС и операторной технологически связанного с ней объекта) и автоматическое (при срабатывании систем противоаварийной и противопожарной защиты АЗС и указанного объекта) управление запорной арматурой на указанном трубопроводе. Алгоритмы срабатывания должны быть регламентированы в документации на технологическую систему АЗС.

8.40 Технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ и/или СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50%, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС.

При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующих 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств.

Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм:

от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ;

от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ);

от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара);

от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ;

от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ.

8.41 При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ или СПГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива газового топлива из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах его подачи в резервуар и паров этого топлива в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров газового топлива, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса указанных паров через сбросную трубу.

8.42 Сбросная труба паров СУГ и СПГ должна быть защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники.

Предел огнестойкости несущих конструкций сбросной трубы должен быть не менее R60.

8.43 На трубопроводах технологической системы АЗС для паровой и жидкой фазы СУГ, КПГ и СПГ в непосредственной близости от места их подсоединения к рукавам АЦ, раздаточным колонкам и шлангам раздаточных колонок следует предусматривать специальные устройства, обеспечивающие предотвращение поступления газа из оборудования этой системы в атмосферу при нарушении герметичности указанных рукавов и шлангов, а также при повреждении раздаточных колонок вследствие наезда на них транспортного средства.

Устройства, предназначенные для предотвращения поступления газа из подводящих трубопроводов при повреждении раздаточной колонки, допускается не предусматривать в случае, если колонка установлена на островке безопасности, приподнятом над заправочным островком не менее чем на 0,2 м, и отстоит от края заправочного островка не менее чем на 0,5 м.

8.44 Сосуды технологической системы для КПГ, находящиеся под избыточным давлением и установленные наземно (надземно), должны быть оборудованы теплоизоляцией или системой водяного орошения, предотвращающими разрушение защищаемых сосудов вследствие воздействия на них теплового излучения очага пожара в течение не менее 30 минут. Время сброса избыточного давления газа из указанных сосудов (через сбросную трубу) в этом случае не должно превышать 20 минут.

Теплоизоляцию или водяное орошение стенок указанных сосудов допускается не предусматривать в случае их заглубленного или подземного размещения. При этом запорная, предохранительная, регулирующая и измерительная арматура, относящаяся к этим сосудам, должна располагаться в зоне свободного доступа с поверхности прилегающей к ней наземно расположенной технологической площадки.

Остальное оборудование технологической системы для КПГ и СПГ должно быть размещено, изготовлено и/или защищено от воздействия внешнего очага пожара таким образом, чтобы обеспечить сброс избыточного давления природного газа (паров СПГ) из указанного оборудования до его разгерметизации вследствие указанного воздействия.

8.45 На компрессорных установках следует предусматривать систему их автоматического отключения и предупредительную сигнализацию при выходе давления природного газа в узле подключения к технологической системе АЗС подводящего трубопровода природного газа за допустимые пределы, установленные в документации на технологическую систему АЗС.

8.46 При устройстве внешней теплоизоляции оборудования, в котором обращаются топливо и/или его пары, и в помещениях, в которых оно установлено, использование горючих материалов, а также материалов, способных адсорбировать топливо и его пары, не допускается.

8.47 Размещение устройств контроля и управления технологическим оборудованием (приборные панели контрольно-измерительных приборов, кнопки управления), к которым в процессе эксплуатации АЗС необходимо обеспечить доступ персонала, должно быть предусмотрено в помещениях (отсеках), отделенных от остального оборудования технологической системы АЗС перегородками первого типа и имеющих выход из здания или сооружения непосредственно наружу, или в щитах управления и контроля, расположенных снаружи здания или сооружения.

8.48 На АГНКС допускается предусматривать площадку заправки ПАГЗ (МЭГК) КПГ при выполнении следующих условий:

отсутствие на АГНКС зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств;

размещение площадки заправки ПАГЗ (МЭГК) по отношению к зданиям, сооружениям и оборудованию АГНКС на расстояниях, регламентированных настоящим сводом правил для наземных и надземных наружных установок с КПГ;

устройство защитных экранов по пункту 8.16 настоящего свода правил по границе площадки со стороны заправочных островков;

установка сигнализаторов довзрывоопасных концентраций с выполнением требований пункта 8.40 настоящего свода правил под перекрытием навеса (при наличии навеса над площадкой ПАГЗ (МЭГК);

обеспечение выполнения требований пунктов 8.26, 8.43, 8.44 и 8.46 настоящего свода правил при заправке аккумуляторов ПАГЗ (МЭГК) природным газом по аналогии с наполнением аккумуляторов газа технологической системы АЗС;

обеспечение визуального контроля за процессом заправки аккумуляторов ПАГЗ (МЭГК) природным газом из операторной АЗС (допускается посредством видеонаблюдения).

 
 

А.4.1 Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля уровня жидкости, которой заполняется межстенное пространство, с помощью соответствующего датчика-сигнализатора уровня.

Порог срабатывания системы должен соответствовать уменьшению высоты столба жидкости в расширительном баке, установленном над межстенным пространством резервуара, на величину, указанную в документации на технологическую систему АЗС. При этом на систему контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров распространяются требования, изложенные в пункте А.2.2 настоящего приложения.

А.4.2 Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля избыточного давления инертного газа в межстенном пространстве резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора давления.

Величина избыточного давления инертного газа не должна превышать 0,02 МПа. Для предотвращения превышения величины избыточного давления в межстенном пространстве резервуара, равной 0,02 МПа, необходимо предусматривать предохранительный клапан.

Порог срабатывания системы должен соответствовать уменьшению давления в межстенном пространстве на величину, указанную в документации на технологическую систему АЗС.

А.5 Системы объединенного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива

Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива у дна межстенного пространства резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора в сочетании с периодическим контролем, осуществляемым путем периодических пневматических испытаний, требования к которым изложены в пункте А.2.1 настоящего приложения.

Порог срабатывания системы должен соответствовать превышению величины концентрации этих паров, равной 20% от наименьшего из значений НКПР паров топлив, допускаемых к хранению в резервуаре. Для исключения возможности воспламенения паров топлива в межстенном пространстве резервуара это пространство должно заполняться инертным газом (например, азотом) путем вытеснения воздуха. При этом концентрация кислорода в межстенном пространстве резервуара не должна превышать 10% объемных.

А.6 Системы постоянного контроля герметичности межстенного пространства двухоболочечных резервуаров для хранения СПГ

Контроль герметичности межстенного пространства двухоболочечных резервуаров для хранения СПГ можно проводить путем непрерывного автоматического контроля величины вакуума в межстенном пространстве резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора давления.

Порог срабатывания системы должен соответствовать изменению величины разрежения в межстенном пространстве, указанному в документации на технологическую систему АЗС.

Приложение Б (обязательное)

Специфические требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров

Б.1 Применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящего свода правил, а также с учетом изложенных ниже положений.

Б.2 Разделение контейнерной АЗС на типы А и Б проводится исходя из условий: тип А - общая вместимость резервуаров АЗС от 20 до 60 м; тип Б - общая вместимость резервуаров АЗС не более 20 м.

Общая вместимость резервуаров модульной АЗС должна составлять: для типа А - от 40 до 100 м, для типа Б - не более 40 м.

Единичная емкость резервуаров не должна превышать 10 м.

Б.3 Минимальные расстояния от АЗС с одностенными надземными резервуарами до других объектов принимаются в соответствии с таблицей Б.1.

 

Таблица Б.1

     

Наименование объекта, до которого определяется расстояние

Расстояние от АЗС, м

 

Тип А

Тип Б

1 Производственные и складские здания и сооружения, административно-бытовые здания и сооружения промышленных организаций (за исключением указанных в строках 10 и 11)

30

30

2 Лесничества (лесопарки) с лесными насаждениями:

   

хвойных и смешанных пород

50

40

лиственных пород

20

15

3 Здания и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1-Ф4 (за исключением указанных в строке 1)

100

50

4 Места массового пребывания людей

100

100

5 Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

40

30

6 Торговые киоски

50

50

7 Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

   

I, II и III категории

25

20

IV и V категории

15

12

8 Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

30

30

9 Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

40

30

10 Наружные установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007

100

100

11 Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

100

100

12 Склады (вне зданий): лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

50

35

Примечание - на таблицу Б.1 распространяется примечание 3 к таблице 1 настоящего свода правил.

Б.4 Резервуары контейнера хранения топлива должны быть установлены в емкость для сбора аварийного пролива топлива. Вместимость указанной емкости должна быть не менее вместимости наибольшего из резервуаров контейнера хранения топлива.

Б.5 При установке нескольких резервуаров в общую емкость для сбора аварийного пролива топлива, эту емкость следует секционировать перегородками, размещаемыми между резервуарами. Высота перегородок должна быть не менее половины высоты борта указанной емкости. Перегородки должны быть выполнены из негорючих материалов. Места соединений перегородок с емкостью должны быть герметичными.

Б.6 Контейнеры хранения топлива должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения.

Приложение В (обязательное)

Специфические требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива

В.1 Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей В.1.

 

Таблица В.1

         

Наименование зданий, сооружений и наружных установок

Расстояния, м

 

Подземные резервуары для топлива и очистные сооружения

Надземные резервуары для топлива

Топливо- раздаточные колонки

Площадка для АЦ

1 Производственные здания и помещения категорий А, Б, Г; наружные установки категорий АН, БН, ВН, ГН; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

30

30

30

30

2 Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории ДН:

       

здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0

6

12

6

9

здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0

9

16

9

12

здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории ДН

12

20

12

18

3 Административные и бытовые здания

18

25

18

25

4 Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

6

12

6

9

5 До оси внутренних железнодорожных путей предприятия

10

15

10

15

6 До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

5

9

5

9

7 Здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

100

100

100

100

Примечания 1 Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50%, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов. 2 В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящего свода правил. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории. 3 Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 единиц. При увеличении этого количества до 50 единиц указанные расстояния должны быть увеличены на 30%, а свыше 50 единиц - на 60%. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50%. 4 При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м.

В.2 Помещение операторной топливозаправочного пункта допускается размещать в зданиях другого назначения категории В или Д при обеспечении визуального контроля из этого помещения за процессами наполнения резервуаров из АЦ и выдачи топлива потребителям.

В.3 Эвакуационные выходы из близлежащих к топливозаправочному пункту зданий и сооружений предприятия, предназначенных для одновременного пребывания 50 человек и менее, должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от наземно расположенного топливного оборудования АЗС и площадок для АЦ, а более 50 человек - не менее 15 м.

Приложение Г (обязательное)

Специфические требования к передвижным автозаправочным станциям жидкого моторного топлива

Г.1 Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается. ПАЗС следует устанавливать на специально оборудованных для этой цели площадках, предусматриваемых в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов.

Г.2 Места расположения площадок для установки ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к АЗС с надземными резервуарами, и следующим дополнительным положениям:

на территории традиционных автозаправочных станций ПАЗС должны размещаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения;

площадку для установки ПАЗС следует выбирать исходя из условия возможности только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС;

расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации должно быть не менее 10 м;

площадка для установки ПАЗС и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт;

площадка для установки ПАЗС должна быть оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС в соответствии с [3].

 
 
 
 

Ж.6 Прокладка трубопроводов с СПГ по территории КриоАЗС, на которой предусматривается присутствие водителей, не допускается.

Ж.7 На КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе допускается не предусматривать:

выполнение требований по пункту 8.32 настоящего свода правил;

защиту сбросной трубы паров СПГ от воздействия пожара по пункту 8.42 настоящего свода правил;

стационарные системы водяного орошения технологического оборудования СПГ по пункту 8.50 настоящего свода правил (за исключением резервуаров хранения СПГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил);

противопожарный водопровод высокого давления (за исключением КриоАЗС с резервуарами хранения СПГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил).

Ж.8 Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом, исходя из интенсивностей, времени тушения и охлаждения по пункту 8.52 настоящего свода правил, но не менее 200 м.

Противопожарные водоемы или резервуары должны располагаться на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Приложение З (обязательное)

Специфические требования к передвижным автомобильным КриоАЗС, газонаполнительным и газозаправочным станциям

З.1 Размещение и оснащение площадок передвижных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных и газозаправочных станций должно отвечать требованиям, предъявляемым к размещению и оснащению площадок стационарных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных компрессорных и газозаправочных станций соответственно.

З.2 Расстояние от сосудов передвижной автомобильной газонаполнительной станции, резервуара передвижной автомобильной КриоАЗС или газозаправочной станции до раздаточных колонок не нормируется в случае, если ее технологическая система отвечает следующим требованиям:

резервуар (сосуды) хранения газового топлива должен быть защищен от разгерметизации вследствие воздействия на него опасных факторов пожара транспортного средства с учетом возможного разрушения баллонов (сосудов) его топливной системы;

резервуар СПГ передвижной автомобильной КриоАЗС должен отвечать требованиям к двухоболочечному резервуару СПГ;

уплотнения в разъемных соединениях, расположенных между резервуаром передвижной автомобильной газозаправочной станции и первой запорной арматурой, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из указанного резервуара в окружающее пространство, должны быть дублированы. Эти соединения должны быть оснащены системой постоянного автоматического контроля герметичности пространства между дублирующими друг друга уплотнениями, обеспечивающей при его разгерметизации автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок;

резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции или КриоАЗС должен быть оснащен устройствами, автоматически предотвращающими выход из него сжиженного газа и его паров через трубопроводы выдачи и возврата паровой фазы при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;

резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции или КриоАЗС, технологическая система которой выполнена на базе автомобиля-цистерны, должен быть оснащен устройствами, обеспечивающими при включении двигателя автомобиля-тягача автоматическое прекращение поступления сжиженного газа из резервуара и возврата газа в резервуар с перекрытием соответствующих отходящих водящих и подводящих к резервуару трубопроводов;

технологическая система передвижной газонаполнительной станции или КриоАЗС должна обеспечивать возможность дистанционного (из безопасного места) отключения раздаточных колонок и насосов перекачивания, перекрытия отходящих от резервуара трубопроводов СУГ, СПГ и их паров, сброса избыточного давления природного газа из отключенного от резервуара СПГ и сосудов КПГ оборудования технологической системы на сбросные трубы.

При этом конструкции передвижных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных и газозаправочных станций или способ их установки на площадках должны исключать возможность наезда транспортных средств на технологические системы указанных АЗС.

З.3 Установка защитного экрана у резервуара СУГ или СПГ допускается не более чем с одной стороны. При этом между экраном и резервуаром на высоте от 50 до 100 мм от поверхности площадки передвижной АЗС следует устанавливать датчики сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, обеспечивающие при достижении концентрации паров газового топлива величины, превышающей 20% от НКПР, автоматические сигнализацию персоналу станции, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов сжиженного газа и раздаточных колонок. Защитный экран следует располагать параллельно преобладающему направлению ветров (по годовой "розе ветров").

З.4 Транспортные средства блоков хранения топлива передвижных автомобильных КриоАЗС, газонаполнительных и газозаправочных станций должны отвечать требованиям [1] и [2].

З.5 Наполнение топливом резервуаров (сосудов) блоков хранения топлива технологической системы передвижной АЗС непосредственно на территории этой АЗС не допускается.

Библиография

     

[1]

 

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 августа 1995 г. N 73

[2]

ДОПОГ

Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 г. N 76

[3]

ПУЭ

Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 июня 2003 г. N 242

[4]

ППР

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

[5]

 

Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.07.2009 N 404.

__________________________________________________________________________________________

УДК 614.841.12:006.354 ОКС 13.220.01, 75.200

Ключевые слова: автозаправочные станции, требования пожарной безопасности, жидкое моторное топливо, газовое моторное топливо

__________________________________________________________________________________________

 

 

Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: официальное издание М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2014