На территории завода расположено сооружение ГО и ЧС (убежище III класса на 150 человек), принадлежащее на праве собственности области и переданное заводу в пользование по договору. В данном сооружении в соответствии с постановлением Главы администрации района г.В от 16.10.2001 N 0 размещен защищенный пункт управления начальника гражданской обороны - главы администрации района. Также заводу переданы на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество ГО, которые завод обязан накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать. Земельный участок, на котором расположено убежище, находится в собственности области и передано заводу в аренду. С 01.01.2016 размер годовой арендной платы данного земельного участка значительно увеличился. В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок фактически занят сооружениями ГО и ЧС и никак не используется предприятием в производственных целях, учитывая финансовое положение предприятия, возникает вопрос: должен ли завод в соответствии с законодательством РФ содержать данное бомбоубежище или стоит инициировать расторжение договоров? Какие будут в таком случае последствия?
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно постановлением Правительства РФ от 29.11.99 N 1309, организации:
создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Учитывая изложенное, завод не вправе отказаться в рассматриваемой ситуации от содержания сооружения ГО и ЧС.
При этом постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" установлено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности (далее именуются - организации), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено выше, финансируются:
бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;
организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Таким образом, по мнению законодателя, заводу (если это не казенное учреждение (т.к. в настоящее время на основании сметы действуют казенные, а не бюджетные, учреждения)), выполняющему мероприятия по гражданской обороны, компенсируется это тем, что завод вправе учитывать соответствующие расходы в целях налогообложения прибыли.
Невыполнение соответствующих обязанностей может повлечь административную ответственность по статье 20.7 КоАП РФ, а также выдачу уполномоченными органами предписаний по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.