Выполнение требований пожарной безопасности при размещении дизельной электростанции

Вопрос: 

Какое расстояние по генплану принимать между сооружениями: Дизельная электростанция TJ 33 MS 5С во всепогодном капоте с блоком автозапуска и Блочной Контейнерной Трансформаторной Подстанцией (БКТП)?

Дизельная электростанция TJ 33 MS 5С

Топливный бак 100 л

Вес под капотом 730 кг.

К БКТП с толщиной стен главного корпуса 70 мм и кабельного полуэтажа подстанции 100 мм со смонтированным внутри электрооборудованием в соответствии со СНИП-21-01-97 относится:

- класс здания по функциональной пожарной опасности "Ф-5";

- степень огнестойкости здания III ("R-45" для несущих элементов здания);

- класс конструктивной пожарной опасности "К0";

Помещения БКТП относятся к следующим категориям по взрывопожароопасности в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":

- отсек трансформатора - В1/П-1

- отсек распредустройства - В4

- кабельный полуэтаж - В2/П-IIa

Ответ: 

В соответствии с п.5.1.5 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (ред. от 18.07.2013) противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе.

В соответствии с п.6.9.9 СП 4.13130.2013 в котельных залах (но не над котлами или экономайзерами) отдельно стоящих котельных допускается предусматривать установку закрытых расходных баков жидкого топлива ёмкостью не более 1 м - для лёгкого нефтяного топлива.

В соответствии с п.6.9.11 СП 4.13130.2013 расходные баки в помещениях котельных следует рассматривать как технологический аппарат.

Соответственно, возможно сделать вывод о том, что для отдельно стоящей дизельной электростанции допускается предусматривать установку закрытых расходных баков (бака) жидкого топлива общей ёмкостью не более 1 м (для лёгкого нефтяного топлива).

При этом данные расходные баки рассматриваются как технологический аппарат.

В соответствии с таблице N 3 СП 4.13130.2013.

В вашем случае дизельную электростанцию TJ 33 MS 5С во всепогодном капоте с топливным баком 100 л необходимо рассматривать как сооружение производственного назначения класса Ф 5.1.

Для определения минимально требуемого противопожарного расстояния между сооружением дизельной электростанции (класс Ф 5.1) и сооружением Блочной Контейнерной Трансформаторной Подстанцией (БКТП) (класс Ф 5.1) необходимо следующее:

1. Определить фактическую степень огнестойкости, фактический класс конструктивной пожарной опасности (С..) и категорию по взрывопожарной и пожарной опасности сооружения дизельной электростанции (класс Ф 5.1).

2. Определить фактическую степень огнестойкости, фактический класс конструктивной пожарной опасности (С..) и категорию по взрывопожарной и пожарной опасности сооружения БКТП (класс Ф 5.1).

3. Определить, имеются ли дополнительные условия, при которых возможно сокращать противопожарные расстояния между объектами, либо условия, при которых необходимо увеличивать противопожарные расстояния между объектами (раздел 6.1 СП 4.13130.2013).

Учитывая, что дизельная электростанция TJ 33 MS 5С имеет топливный бак объемом 100 л с легковоспламеняющейся жидкостью, на противопожарные расстояния также будет влиять размер взрывоопасной зоны, которая может образоваться вокруг дизельной электростанции в случае аварии или повреждения технологического оборудования.

В соответствии с п.2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" (ред. от 01.04.2000) к горючим (сгораемым) веществам относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61°С в закрытом тигле или 66°С в открытом тигле, зафлегматизированных смесей, не имеющих вспышку в закрытом тигле, относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28°С.

Дизельное топливо, предназначенное для дизелей общего назначения и соответствующее требованиям п.2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89 относится к легковоспламеняющимся жидкостям.

В настоящий момент классификация взрывоопасных зон установлена Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах".

В настоящий момент установлены следующие классы взрывоопасных зон: 0-й класс, 1-й класс, 2-й класс, 20-й класс, 21-й класс, 22-й класс.

2-й класс - зоны, в которых при нормальном режиме работы оборудования не образуются взрывоопасные смеси газов или паров жидкостей с воздухом, но возможно образование такой взрывоопасной смеси газов или паров жидкостей с воздухом только в результате аварии или повреждения технологического оборудования.

В настоящий момент при определении классов и размеров взрывоопасных зон, в том числе для участков, расположенных вне зданий и сооружений, применяется ГОСТ 30852.9-2002 "Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон".

Соответственно, фактическое расстояние между сооружением дизельной электростанции (класс Ф 5.1) и БКТП (класс Ф 5.1) должно быть не менее требуемых противопожарных расстояний, установленных в таблице N3 СП 4.13130.2013, и не менее размеров расчетной взрывоопасной зоны, которая может образоваться вокруг дизельной электростанции в случае аварии или повреждения технологического оборудования (то есть БКТП должна находиться вне возможной взрывоопасной зоны).